Ганнибал / Hannibal [S01-03] (2013-2015)
Еще один приквел
К сожалению свою рецензию начну с достаточно пессимистического умозаключения: уже несколько лет в кинопроизводстве царит кризис наррации, проще — сценаристы зашли в тупик и не могут рассказать что-то новое зрителю. Поэтому чаще всего на «голубых экранах» мы наблюдаем либо очередные попытки экранизации того или иного произведения, (в их число входят и комиксы) либо многочисленные продолжения, либо приквелы, которые часто паразитируют на теле своего более удачного предшественника.
То же самое, увы, стоит признать и за «Ганнибалом». Конечно, по сравнению с недавно вышедшим «Мотелем Бейтса», который является таким же сериалом-приквелом, «Ганнибал» заметно выигрывает, хотя бы, потому, что он придерживается заявленной позиции в выборе жанра ("мотель» из триллера по ходу сюжета превращается в дешевую мелодраму).
Вернемся к «Ганнибалу». Не смотря на голословные заявления некоторых зрителей, мы не можем не сравнивать Маддса Миккельсона и Энтони Хопкинса, и, как и следовало ожидать, первый не в силах повторить, не говоря о том, чтобы превзойти второго. Форма, количество серий, даже сюжет напоминают о другом популярном сериале о психопатах, который транслируется на FOX`е — «Правосудии Декстера».
Конечно, нельзя сказать, что у «Ганнибала» нету ничего своего, но при знакомстве с первоисточниками, телесериал смотрится не особо убедительно.
Антигерои как предмет культа
Как только стало известно о том, что легендарный вымышленный маньяк-людоед снова появится на экране, общественность сразу всполошилась: давно что-то знаменитый каннибал не давал о себе знать. Хочу отметить, что довольно удачно на роль «доброго» психиатра был подобран Мадс Миккельсен. Да, несомненно, сэра Энтони Хопкинса не переплюнет никто, однако у Миккельсена получился свой Ганнибал, притягивающий, который заинтересовывает с первых серий первого сезона и не отпускает до самого конца. Его жестокость неотвратимой тенью ходит рядом с ним. Он совершает преступления, но как мастерски он маскируется, выдавая себя за обычного человека. Это и есть именно харрисовский Лектер. Как он педантично и аккуратно подталкивает Уилла к саморазрушению, поощряет действия убийц и наталкивает их на новые безумства. Ганнибалу присущ дар убеждения. На самом деле эта придуманная история, которая в каких-то моментах разительно отличается от романов Томаса Харриса, тоже по-своему уникальна. Масса неожиданных поворотов — Алана Блум, Марго Вергер, Фредерик Чилтон, практикантка ФБР, похищенная, но живая, она ведь считалась убитой. Столько интриги, мрачности, атмосферности — все вполне в духе доктора Лектера. И даже его аристократизм показан в темных тонах, словно намекает нам на сущность Ганнибала, на его необычные вкусы. Очень интересная линия взаимоотношений Ганнибала и его личного психиатра. Доктор Дю Морье — женщина, из глубин души которой Лектер извлек все темные, и даже, в каком-то смысле, садистские тайны и наклонности. А она слишком поздно поняла, что он за человек на самом деле. Уилл Грэм из Хью Дэнси превосходный. Он балансирует на грани эмпатии, сумасшествия и здравого смысла. Единственное, с чем переборщили авторы сериала — с галлюцинациями Грэма и метафорично-аллегорическими образами. Один из них проходит почти через весь сериал — большой лось с ветвистыми рогами, как символ предупреждения и опасности для Уилла. И своеобразной безысходности. Уилл заранее знал, что он не спустит с рук Ганнибалу все то, что тот сделал с ним. И не только с ним. А если придется — он отправится вслед за доктором Лектером. Судьбы не миновать. И даже, видя то, что Эбигейл Хоббс стала игрушкой в руках гениального маньяка, он понимает, что как бы ни старался, все равно ее не спасет.
Впервые нам показали такого Мейсона Вергера, которого надо. Да, Гэри Олдман блестяще справился с этой ролью, но в сериале Мейсон по-настоящему противен. Он не страшен, он именно противен. Но, даже несмотря на это, он может стать реальной угрозой для кого бы то ни было. Как стал для Марго — своей собственной сестры. Все это усугубляется взаимоотношениями Джека Кроуфорда, Уилла и Аланы Блум. Противоречивая троица. Как они играют друг с другом в чувства, водят друг друга по лабиринтам собственной неуверенности и непоколебимой решимости. В этом плане актерский состав также не подкачал. Чудесно изображены галлюцинации Фрэнсиса Долархайда — Зубной Феи. Дракон говорит с ним, ведет хитрую игру, а помогает ему в этом никто иной как сам великий и ужасный доктор Ганнибал Лектер. Доктор больше всего опасен, когда находится в заключении. Человек, который может убить одним лишь словом. Изощренное издевательство и коварные планы — вот его конек. И в сериале нам это продемонстрировали как нельзя лучше. Надо в целом отметить, что создатели сериала молодцы — и Брайан Фуллер, и Марта Де Лаурентис, и сами актеры, и режиссеры. Они показали нам такого людоеда, какого представляли сами. И здесь есть закрученность, мгновенные и неожиданные повороты, чего нет в книгах Харриса. Но от этого его произведения не становятся менее интересными. А совсем даже наоборот. Его антигерои превратились в культовых персонажей. Их знает весь мир. И неудивительно, что многие испытывают к доктору Лектеру симпатию. Сериал великолепный. Поменьше бы так называемых глюков, рогов, и все будет совсем по-другому. Посмотреть стоит все сезоны.
Люди людоеды с докторской степенью…
Интересно… почему такие фильмы как «Молчание ягнят» или «Ганнибал» пользуются такой популярностью? Конечно, это сумма множества факторов (актерский состав, сюжет, бюджет и т. д.). Но главное не это… Идея создать образ маньяка-психиатра с ученой степенью — вот что гениально! Ему удивляешься, симпатизируешь, и в то же время он вызывает отвращение. Герой и злодей в одном лице! Смесь интеллекта и патологической животной жестокости.
Сериал хорош однозначно по многим причинам: выстроена интригующая сюжетная линия, раскрывающая героев; отличная игра актеров; постановка сцен на уровне. Можно, правда, отметить некоторую «откровенность в жестокости» что-ли, что произведет неизгладимое впечатление на впечатлительных!
Сериал не стоит сравнивать с одноименными фильмами. Э. Хопкинсу роль подошла превосходно, но не стоит ассоциировать его с этим фильмом. И, вообще, субъективно, мне как любителю жанра сериал понравился больше «молчания ягнят» и всех фильмов на эту тему. Мадс Миккельсен тоже прекрасно вписался, возможно, он не так выразителен как Хопкинс, но своя харизма в нем определенно присутствует.
Конечно, реалистичности в этом сериале мало, и никакой философской и воспитательной нагрузки он не несет. Сериал, наверно, на любителя, не рекомендую ни «за» ни «против».
8 из 10
Christina Schimmel
https://www.kinopoisk.ru/name/1951187/
https://www.imdb.com/name/nm3782592/