Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

стр 1   стр 2   стр 3

Молчание ягнят / The Silence of the Lambs (1991)

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Молчание ягнят"

"Молчание ягнят" — идеальный коммерческий фильм. Джонатан Демме хороший мастер (вспомним хотя бы его фильм "Нечто дикое"), но слишком неформатный. В общем, оригинал. Но, работая над "Молчанием ягнят", он перестал оригинальничать и снял коммерческий киновариант "Твин Пикса", — так, как если бы Дэвид Линч был коммерсантом и если бы коммерсантом был он, Джонатан Демме. Фильм имел огромнейший успех – и кассовый и, так сказать, "художественный": получил 5 премий "Оскар" и большой букет других призов.

Я уже предчувствую саркастические ухмылки товарищей по Экранке, которые знают, что я обожаю "Твин Пикс" и потому люблю сравнивать – когда смеху ради, а когда и всурьез – с "Твин Пиксом" фильмы, в которых таинственные истории происходят в маленьких провинциальных американских городках.
Но, клянусь, "Молчание ягнят" — это коммерческая (попсовая) аватара "Твин Пикса".

 


Это история о том, как молодой агент ФБР Кларисса Старлинг (родом из провинции) пытается поймать маньяка, который убивает молодых упитанных девушек. Она обращается за помощью к "гению зла" — каннибалу Лектеру. Роман психологичен: автор, Томас Харрис (кстати, это не первый его роман о "каннибале Лектере", первым был "Красный дракон"), в конечном итоге объясняет причины, заставляющие героиню "выслуживаться" – ловить маньяка. Ее гложет чувство вины, которое выражается в плаче ягнят. Она слышит его постоянно.

Фильм Джонатана Демме многие считают мистическим. Он действительно гораздо более мистичен, чем "Красный дракон" в постановке Манна (1986), и он гораздо более мистичен, чем сиквелы "Молчания ягнят":
"Ганнибал" Ридли Скотта, "Красный дракон" (римейк) и эта хуйня под названием "Ганнибал: возрождение". Однако, если вы читали роман "Молчание ягнят", то вы знаете, что в этом увлекательном романе нет никакой мистики. Это прекрасный триллер, – но и всё.

 В "мистичности", поданной под соусом психологического триллера, как раз заключается фича. Провинция оказывается едва ли не главным действующим лицом. Агенты ФБР отправляются в глубинку, покрытую снегом, тусклую, убогую. И так же, как в фильме Линча, за фасадами стандартных домишек таится зло. Скучные провинциалы на деле оказываются "довольно интересными" людьми. Мистики как таковой в фильме нет, но она обыгрывается, фильм просто-таки пропитан таинственностью.
Провинция – это кошмар, утверждает Линч, и именно это подтверждает Демме.

Каннибал Лектер — типичный "гений зла". Развитый интеллект, отличная память и выдающиеся аналитические способности позволяют ему перемещаться "по свету", тогда как его тело находится в заточении в подвалах сумасшедшего дома. Он словно бесплотный дух. Вспомним, что отрицательным героем "Твин Пикса" является злой дух Боб, умеющий вселяться в людей. В фильме Демме тоже очень много метаморфоз.

Все три героя фильма (Кларисса, Лектер и маньяк) стремятся к свободе, и в конце концов переходят в "иное состояние". Маньяк, это сельское чудовище, чуть ли не в буквальном смысле превращается из гусеницы в бабочку, ягнята Клариссы, наконец, замолкают, а Лектер сбегает из темницы. Причем для того, чтобы бежать из клетки, ему приходится "превратиться" в полицейского — перейти из своего тела в чужое. Он это делает довольно оригинальным способом, в котором нет ничего фантастического: он натягивает на свое лицо вырезанное лицо охранника.

Что еще интересно, так это то, что Кларисса в каком-то смысле оказывается одержима злом — так же, как агент Купер в финале "Твин Пикса". За несколько сеансов психоанализа, проведенного Лектером над Клариссой, она избавляется от наваждения. Но для того, чтобы лечение возымело действие, пациенту приходится полностью довериться лечащему доктору. Именно это Кларисса и делает — открывает злу, материальным воплощением которого является Лектер, свою душу.

 


Фильм дико популярен. Причина популярности фильма видится мне в тайном, подсознательном стремлении человека быть одержимым злом. Впрочем, инсайдеры мне подсказывают, что человек изначально одержим злом и поэтому постоянно хочет вернуться к своему естеству.

http://www.ekranka.ru/film/2129/

Krossfire-san

Память заменяет мне вид из окна

Что сохранит память зрителя после просмотра «Молчание ягнят»?
Атмосфера фильма полностью характеризуется словами, предваряющими повествование фильма «Боль, агония, страдание — люби их!!!» Произведение щекочет нервы без особых спецэффектов, наполняя умы и сердца зрителя всеми указанными чувствами. Мишель Пфайффер отказалась от роли агента Старлинг в фильме, сочтя его кровавым и жестоким. Однако, несмотря на жестокость преступлений и всю психологическую патологию, порциями выплескиваемых на экран, в фильме очень много человечности: бережное отношение к жертве преступления и собаке преступника, переживание за коллег, отсутствует явная «грубая» жестокость.

Несмотря на малую часть экранного времени (около 16 минут), уделенного в фильме доктору Лектору, благодаря Энтони Хопкинсу и режиссерскому замыслу Джонатана Демме, заключенный серийный маньяк Ганнибал становится ключевым персонажем, что в принципе согласуется и с авторской позицией писателя Харриса. Редкий случай, когда фильм достоин книги, хотя и не придерживается её на все сто. Ганнибал Лектор — фигура противоречивая, неоднозначная, но, несомненно, притягательная. В нем сочетается, казалось бы несочетаемое.

С одной стороны, все признаки высококультурного цивилизованного человека: энциклопедические знания, разностороннее развитие (великолепная память, умеет рисовать, хорошая физическая форма и т. д.), высокий интеллект и профессионализм, чувство прекрасного (ценит красивый вид из окна, знаток и тонкий ценитель искусства, вин и т. д.), чувство долга, пусть и несколько извращенное. С другой стороны, все признаки высокоорганизованного дикого зверя: обостренная чувствительность органов чувств (улавливает тончайшие оттенки запахов, чувств другого человека и т. д.), молниеносная реакция, каннибализм, полное отсутствие жалости и сострадания, в момент опасности преобладание чисто животных инстинктов.

Отдельно о профессионализме талантливого психиатра, способного быстро поставить точный диагноз (вскрыть суть проблемы: «но его патология куда серьёзней и куда ужасней» о Буффало Билле), прогнозировать и управлять поведением человека, между делом, ненавязчиво оказать реальную психологическую помощь, соблюдение врачебной этики (уничтожил документацию своих пациентов). В сравнении с доктором Лектором профессионал, работающий с маньяками, доктор Чилтон — просто убожество. Ограниченного карьериста Чилтона со скрытыми наклонностями садиста, наслаждающегося своей властью над заключенными, прекрасно сыграл Энтони Хилд. Он словно профессиональный антипод Лектора. Блестящий режиссерский ход!!!



Почему Лектор стал общаться с Кларис? Основную массу людей он считает безликим стадом, а представителей стада можно употребить и в пищу. Зато отдельные экземпляры, такие как агент Старлинг, следует беречь, без них мир будет не столь интересен. Кларис прошла проверку: выдержала унижение, разгадала анаграмму, смогла быть предельно откровенной, показала, что ею движет спасение жизни похищенной девушки («Я думала спасти хоть одного, но он был тяжелый …» — параллель с ягненком), а не продвижение по карьерной лестнице …

Лектор в награду не только дал наводку стажеру Старлинг по делу, но и запустил программу её психологического выздоровления: «спасёте Кэтрин, и ягнята замолчат». Она позволила проникнуть в свой мозг Ганнибалу вопреки предостережениям Кроуфорда, но … в итоге только выиграла. Образ агента Старлинг великолепно воплощен молодой актрисой Джоди Фостер.
 


Фильм очень многослоен. Основная канва — расследование ряда преступлений со схожим почерком серийного убийцы, прозванного Буффало Биллом. В исполнении Теда Ливайна извращенец Джейм Гамб достаточно яркий и самобытный персонаж. Впечатляют танец извращенца и его безликое обращение к жертве «оно». Прекрасно разыграна сцена похищения дочери сенатора. Со стороны не чувствуется никакой опасности: вполне доверительные отношения, искрение нужда в помощи и желание помочь. Примечательно, что стремление помочь изъявляет сама Кэтрин… Но мы то уже знаем, что ей это будет стоить!!! В фильме много таких внезапных переходов и переплетения диаметрально противоположных ожиданий, чувств, эмоций. Это одна из сильных его сторон, как успешного триллера.

Удивляет также тот факт, что во время съёмок Брук Смит, исполняющая роль похищенной девушки Кэтрин, и Тед Ливайн, в роли Буффало Билла, имели близкие отношения. По сценам из фильма об этом даже не подумаешь. Это свидетельствует о хорошем актерском составе и игре.

«Молчание ягнят» — история о патологии человеческой натуры смотрится зрелищно на одном дыхании даже спустя 25 лет после создания. Бесспорно, один из лучших триллеров. Если даже сказать прекрасный фильм, захватывающий, стоящий всех пяти завоёванных Оскаров, то всё равно это не то, что хочется сказать о нем, ставшем уже нестареющей классикой жанра. Пожалуй, это тот случай, когда «бедна у мира слова мастерская». В этом случае надо смотреть, думать, сопереживать … и обогащать свою память шедеврами.

KsyushkO

Триллер десятилетия

Что нового можно сказать о культовом фильме, завоевавшем всевозможные награды? Пожалуй, ничего, кроме своего скромного мнения, оценки и впечатления от просмотра.

Немного о сценарии. Фильм стал экранизацией одноименного романа Томаса Харриса (он же участвовал и в адаптации своей книги для кино). Именно этот человек подарил миру историю о жестоком докторе, сидящем на особой диете. Меня всегда радует, когда в написании сценария участвует «первоисточник». Это внушает и доверия, и уверенность в том, что история выйдет «как надо». В данном случае так и вышло.

Фабула фильма закручена в лучших традициях триллера: в городе завёлся серийный маньяк и в его поимке задействованы все силы страны. Вишенкой на торте сюжета стали такие нюансы, как способы и мотивы убийств, а также личный консультант агента ФБР — сам доктор Ганнибал Лектор. Большего говорить не нужно. Нужно смотреть и слушать.
Почему фильм настолько хорош, что впечатление не отпускает долгое время?

1) Прописанные герои и их взаимоотношения. Фактически весь фильм это драматичный танец между персонажами Джоди Фостер и Энтони Хопкинсом. Секрет за секрет. Они так контрастируют и так противоречиво органичны, что притягивают все внимание на себя. Здесь нет ненужных диалогов и «провисающих» сцен. Каждая секунда фильма важна

2) Актёры. Начнём с роли Лектора. Несмотря на то, что у Хопкинса было всего 16 минут экранного времени (во что почти не верится), его присутствие очевидно практически в каждой сцене. Хопкинсу удалось воплотить образ изощренного и проницательного психолога-людоеда (за которого, кстати, он получил премию Оскар), ставшего культовым. О, его пронзительный взгляд и вкрадчивый голос…Ты чувствуешь, что он говорит с тобой, что он знает о тебе всё. Будоражит. А Джоди, молодая и нежная, снова доказала, что актриса она очень сильная. Её роль отличницы, упорной и непреклонной в работе, даёт такой драйв, такой саспенс, что действительно погружаешься в этот фильм с головой. Второй Оскар юная Фостер тоже получила заслуженно.
То, что сотворили актёры непередаваемо.

3) Атмосфера. Колоссальное напряжение, а последние сцены буквально заставляют замирать сердце. Музыка всегда в тему, со вкусом, местами с особым шармом и цинизмом. Доставляет удовольствие и щекочет нервы. Отличный симбиоз.

4) Режиссёр и оператор тоже молодцы. Сейчас этим фильмом никого не напугать и визуально не удивить. Ни одного спецэффекта (и это плюс). Каждый кадр, каждая деталь обрамляют все выше перечисленные достоинства в прекрасное творение. Пусть и жестокое.

Кому стоит посмотреть фильм. Каждому (но 16+ все-таки). Эта кинокартина не оставит равнодушным никого. Любители драматизма, саспенса однозначно будут довольны. Людям, которым нравится жанр ужасов, тоже найдут для себя интересные повороты и моменты. А вот для тех, кто боится подобных фильмов (как я когда-то), я скажу: отбросьте страх, не лишайте себя удовольствия. Всю жизнь я сознательно избегала и боялась таких фильмов. Тонкая душевная организация, знаете ли. Однако теперь я намерена открыть для себя кино с новой стороны. И «Молчание ягнят» прекрасное начало.
10 из 10

 

стр 1   стр 2   стр 3

 

Masha Skorobogatov

https://www.kinopoisk.ru/name/122376/

https://www.imdb.com/name/nm0804705/

 

стр 1   стр 2   стр 3

 

Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024uCoz